Вестник КРАУНЦ. Физ.-мат. науки. 2020. Т. 31. № 2. C. 150-167. ISSN 2079-6641

Содержание выпуска/Contents of this issue

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ

Научная статья

УДК 372.851

Решение планиметрических задач посредством устной работы

О. К. Жданова, Т. П. Яковлева

Камчатский государственный университет имени Витуса Беринга, 683032, г. Петропавловск-Камчатский, ул. Пограничная, 4
E-mail: kafmat@mail.ru

В статье приведены различные подходы к понятию устная работа, устные упражнения, задача; рассматривается методика решения планиметрических задач посредством устной работы. Материалы статьи можно применять при обучении математике, при подготовке к ОГЭ, ЕГЭ по математике.

Ключевые слова: устная работа, устные упражнения, задача, планиметрическая задача, обучение математике.

DOI: 10.26117/2079-6641-2020-31-2-150-167

Поступила в редакцию: 04.05.2020

В окончательном варианте: 03.06.2020

Для цитирования. Жданова О. К., Яковлева Т. П. Решение планиметрических задач посредством устной работы // Вестник КРАУНЦ. Физ.-мат. науки. 2020. Т. 31. № 2. C. 150-167. DOI: 10.26117/2079-6641-2020-31-2-150-167

Конкурирующие интересы. Авторы заявляют, что конфликтов интересов в отношении авторства и публикации нет.
Авторский вклад и ответственность. Все авторы участвовали в написании статьи и полностью несут ответственность за предоставление окончательной версии статьи в печать. Окончательная версия рукописи была одобрена всеми авторами.

Контент публикуется на условиях лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International
(https://creativecommons.org/licenses/by/4.0/deed.ru)

© Жданова О. К., Яковлева Т. П., 2020

Список литературы (ГОСТ)

  1. Большая Советская энциклопедия: в 31 т. – М.: Советская энциклопедия, 1972. Т. 9. 624 с.
  2. Метельский Н. В. Дидактика математики: Общая методика и ее проблемы: учеб. пособ. для вузов. М.: Изд-во БГУ, 1982. 256 с.
  3. Столяр А. А. Методы обучения математике: учеб. пособие для физ.-мат. фак. пед. ун-тов и мат. фак. ун-тов. М.: Высш. шк., 1966. 190 с.
  4. Методика преподавания математики в средней школе: Общая методика: учеб. пособ. для студ. пед. ин-тов / сост. Р. С. Черкасов, А. А. Столяр. М.: Просвещение, 1985. 336 с.
  5. Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политиздат, 1975. 304 с.
  6. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. М.: Учпедгиз, 1946. 704 с.
  7. Сериков В. В. Образование и личность. Теория и практика проектирования педагогических систем. М.: Изд-во «Логос», 1999. 272 с.
  8. Балл Г. А. О психологическом содержании понятия «задача» // Вопросы психологии. 1970. № 6. С. 75-85.
  9. Брадис В. М. Методика преподавания математики в средней школе. М.: Учпедгиз, 1954. 504 с.
  10. Лабораторные и практические работы по методике преподавания математики: учеб. пособ. для студ. физ.-мат. спец. пед. ин-тов / под ред. Е. И. Лященко. М.: Просвещение, 1988. 222 с.
  11. Методика преподавания математики в средней школе: Общая методика: учеб. пособ. для студ. физ.-мат. фак. пед. ин-тов / В. А. Оганесян, Ю. М. Колягин и др. М.: Просвещение, 1980. 368 с.
  12. Фридман Л. М. Как научить решать задачи. М.: Московский психо-лого-социальный ин-тут; Воронеж: НПО «МОДЭК», 1999. 240 с.
  13. Скарбич С. Н. Формирование исследовательских компетенций учащих в процессе обучения решению планиметрических задач: [электронный ресурс] учеб. пособие / С. Н. Скарбич; науч. ред. д-р пед. наук, проф. В. А. Далингер. М.: ФЛИНТА, 2011. 194 с.
  14. Батчаева П. А. Устные упражнения как одно из средств формирования математической культуры учащихся V-IX классов: дисс. . . . канд. пед. наук. Карачаевск, 2010. 197 с.
  15. Богодухова В. А. Устные упражнения и их значение при обучении математике. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://urok.1sept.ru/статьи/648904
  16. Бояркина С. С. Организация устной работы на уроках математики в системе подготовки к ОГЭ с применением ИКТ. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://infourok.ru/organizaciya-ustnoy-raboti-na-urokah-matematiki-v-sistemepodgotovki-k-oge-s-primeneniem-ikt-1682104.html
  17. Зайцева О.П. Роль устного счёта в формировании вычислительных навыков и в развитии личности ребёнка // Начальная школа. 2001. №1. С. 5-8.
  18. Кравченко В. С. Устные упражнения по математике в 1-3 классах: Пособие для учителей / В.С. Кравченко, Л. С. Оксман, Н. А. Янковская. М.: Просвещение, 1979. 143 с.
  19. Дополнительные главы геометрии. 7 класс. — Текст : электронный // Сириус. Курсы [сайт]. — URL: https://edu.sirius.online/course/3.
  20. Дополнительные главы геометрии. 8 класс. — Текст : электронный // Сириус. Курсы [сайт]. — URL: https://edu.sirius.online/course/4.

TEACHING AND METHODOLOGICAL MATERIALS

Research Article

MSC 86-05

Solution of planimetric tasks by oral operation

O. K. Zhdanova, T. P. Yakovleva

Vitus Bering Kamchatka State University, Petropavlovsk-Kamchatskiy, 683032, Pogranichnaya str., 4, Russia

E-mail: kafmat@mail.ru

The article presents various approaches to the concept of oral work, oral exercises, task. The methodology for solving planimetric problems through oral work is considered. The materials of the article can be used in teaching mathematics, in preparation for the exam, exam in mathematics.

Key words: oral work, oral exercises, task, planimetric task, teaching mathematics

DOI: 10.26117/2079-6641-2020-31-2-150-167

Original article submitted: 25.03.2020

Revision submitted: 13.05.2020

For citation. Zhdanova O. K., Yakovleva T. P. Solution of planimetric tasks by oral operation. Vestnik KRAUNC. Fiz.-mat. nauki. 2020, 31: 2, 150-167. DOI: 10.26117/2079-6641-2020-31-2-150-167

Competing interests. The authors declare that there are no conflicts of interest regarding authorship and publication.
Contribution and Responsibility. All authors contributed to this article. Authors are solely responsible for providing the final version of the article in print. The final version of the manuscript was approved by all authors.

The content is published under the terms of the Creative Commons Attribution 4.0 International License (https://creativecommons.org/licenses/by/4.0/deed.ru)

© Zhdanova O. K., Yakovleva T. P., 2020

Список литературы/References

  1. Прохоров А. М., Большая Советская энциклопедия. Т. 9, Советская энциклопедия, М., 1972, 624 с. [Prokhorov A. M., Bol’shaya Sovetskaya entsiklopediya. V. 9, Sovetskaya entsiklopediya, M., 1972, 624 pp.]
  2. Метельский Н. В., Дидактика математики: Общая методика и ее проблемы, учеб. пособ. для вузов, Изд-во БГУ, М., 1982, 256 с. [Metel’skiy N.V., Didaktika matematiki: Obshchaya metodika i yeye problemy, ucheb. posob. dlya vuzov, Izd-vo BGU, M., 1982, 256 pp.]
  3. Столяр А. А., Методы обучения математике, учеб. пособие для физ.-мат. фак. пед. ун-тов и мат. фак. ун-тов, Высш. шк., М., 1966, 190 с. [Stolyar A. A., Metody obucheniya matematike, ucheb. posobiye dlya fiz.-mat. fak. ped. un-tov i mat. fak. un-tov, Vyssh. shk., M., 1966, 190 pp.]
  4. Черкасов Р. С., Столяр А. А., Методика преподавания математики в средней школе: Общая методика, учеб. пособ. для студ. пед. ин-тов, Просвещение, М., 1985, 336 с. [Cherkasov R. S., Stolyar A. A., Metodika prepodavaniya matematiki v sredney shkole: Obshchaya metodika, ucheb. posob. dlya stud. ped. in-tov, Prosveshcheniye, M., 1985, 336 pp.]
  5. Леонтьев А. Н., Деятельность. Сознание. Личность, Политиздат, М., 1975, 304 с. [Leont’yev A. N., Deyatel’nost’. Soznaniye. Lichnost’, Politizdat, M., 1975, 304 pp.]
  6. Рубинштейн С. Л., Основы общей психологии, Учпедгиз, М., 1946, 704 с. [Rubinshteyn S. L., Osnovy obshchey psikhologii, Uchpedgiz, M., 1946, 704 pp.]
  7. Сериков В. В., Образование и личность. Теория и практика проектирования педагогических систем, Изд-во «Логос», М., 1999, 272 с. [Serikov V.V., Obrazovaniye i lichnost’. Teoriya i praktika proyektirovaniya pedagogicheskikh sistem, Izd-vo «Logos», M., 1999, 272 pp.]
  8. Балл Г. А., “О психологическом содержании понятия «задача»”, Вопросы психологии, 1970, №6, 75-85. [Ball G. A., “O psikhologicheskom soderzhanii ponyatiya «zadacha»”, Voprosy psikhologii, 1970, №6, 75-85].
  9. Брадис В. М., Методика преподавания математики в средней школе, Учпедгиз, М., 1954, 504 с. [Брадис В. М., Методика преподавания математики в средней школе, Учпедгиз, М., 1954, 504 pp.]
  10. Лященко Е. И., Лабораторные и практические работы по методике преподавания математики, учеб. пособ. для студ. физ.-мат. спец. пед. ин-тов, Просвещение, М., 1988, 222 с. [Lyashchenko Ye. I., Laboratornyye i prakticheskiye raboty po metodike prepodavaniya matematiki, ucheb. posob. dlya stud. fiz.-mat. spets. ped. in-tov, Prosveshcheniye, M., 1988, 222 pp.]
  11. Оганесян В. А., Колягин Ю.М. и др., Методика преподавания математики в средней школе: Общая методика, учеб. пособ. для студ. физ.-мат. фак. пед. ин-тов, Просвещение, М., 1980, 368 с. [Oganesyan V. A., Kolyagin YU. M. i dr., Metodika prepodavaniya
    matematiki v sredney shkole: Obshchaya metodika, ucheb. posob. dlya stud. fiz.-mat. fak. ped. in-tov, Prosveshcheniye, M., 1980, 368 pp.]
  12. Фридман Л. М., Как научить решать задачи, НПО «МОДЭК», М., 1999, 240 с. [Fridman L. M., Kak nauchit’ reshat’ zadachi, NPO «MODEK», M., 1999, 240 pp.]
  13. Скарбич С. Н., Формирование исследовательских компетенций учащих в процессе обучения решению планиметрических задач:, учеб. пособие, ФЛИНТА, М., 2011, 194 с. [Skarbich S. N., Formirovaniye issledovatel’skikh kompetentsiy uchashchikh v protsesse obucheniya resheniyu planimetricheskikh zadach:, ucheb. posobiye, FLINTA, M., 2011, 194 pp.]
  14. Батчаева П. А., Устные упражнения как одно из средств формирования математической культуры учащихся V-IX классов, дисс. . . . канд. пед. наук, Карачаевск, 2010, 197 с. [Batchayeva P. A., Ustnyye uprazhneniya kak odno iz sredstv formirovaniya matematicheskoy kul’tury uchashchikhsya V-IX klassov, diss. . . . kand. ped. nauk, Karachayevsk, 2010, 197 pp.]
  15. Богодухова В. А., Устные упражнения и их значение при обучении математике., Электронный ресурс https://urok.1sept.ru/статьи/648904. [Bogodukhova V. A., Ustnyye uprazhneniya i ikh znacheniye pri obuchenii matematike., Elektronnyy resurs https://urok.1sept.ru/stat’i/648904].
  16. Бояркина С. С., Организация устной работы на уроках математики в системе подготовки к ОГЭ с применением ИКТ, -1682104.html. [Boyarkina S. S., Organizatsiya ustnoy raboty na urokakh matematiki v sisteme podgotovki k OGE s primeneniyem IKT, -1682104.html].
  17. Зайцева О. П., “Роль устного счёта в формировании вычислительных навыков и в развитии личности ребёнка”, Начальная школа, 2001, №1, 5-8. [Zaytseva O. P., “Rol’ ustnogo
    schota v formirovanii vychislitel’nykh navykov i v razvitii lichnosti rebonka”, Nachal’naya shkola, 2001, №1, 5-8].
  18. Кравченко В. С., Оксман Л. С., Янковская Н. А., Устные упражнения по математике в 1-3 классах, Пособие для учителей, Просвещение, М., 1979, 143 с. [Kravchenko V. S., Oksman L. S., Yankovskaya N. A., Ustnyye uprazhneniya po matematike v 1-3 klassakh, Posobiye dlya uchiteley, Prosveshcheniye, M., 1979, 143 Свернуть pp.]
  19. Дополнительные главы геометрии. 7 класс, Сириус
    https://edu.sirius.online/course/3. [ Dopolnitel’nyye glavy geometrii. 7 klass, Sirius https://edu.sirius.online/course/3].
  20. Дополнительные главы геометрии. 8 класс, Сириус https://edu.sirius.online/course/4. [ Dopolnitel’nyye glavy geometrii. 8 klass, Sirius https://edu.sirius.online/course/4].

Zhdanova Olesya Konstantinovna – senior Lecturer, Dep. of Mathematics and Physics, Vitus Bering Kamchatka State University, Petropavlovsk-Kamchatsky, Russia.

Жданова Олеся Константиновна – старший преподаватель кафедры математики и физики КамГУ им. Витуса Беринга, г. Петропавловск-Камчатский, Россия.


Яковлева Татьяна Петровна – кандидат педагогических наук, доцент кафедры математики и физики Камчатского государственного университета имени Витуса Беринга, г. Петропавловск-Камчатский, Россия.

Yakovleva Tatyana Petrovna – Ph.D. (Ped.), Associate Professor, Dept. of Mathematics and Physics, Vitus Bering Kamchatka State University, Petropavlovsk-Kamchatsky, Russia.