Вестник КРАУНЦ. Физ.-мат. науки. 2020. Т. 31. № 2. C. 168-178. ISSN 2079-6641

Содержание выпуска/Contents of this issue

Научная статья

УДК 004.896

Разработка учебного робота для занятий по образовательной робототехнике в коррекционных школах

А. Е. Рязанцев, М.Р. Гринченко, Е. В. Редутов

Камчатский государственный университет имени Витуса Беринга, 683032, г. Петропавловск-Камчатский, ул. Пограничная, 4

E-mail: ege41@mail.ru

В статье обозначена проблема исследования, связанная с поиском оптимальных путей воспитания, обучения детей с ограниченными возможностями здоровья. Высказывается идея использования робота-манипулятора на занятиях по образовательной робототехнике в коррекционной школе. Приводится подробный алгоритм монтажа учебного робота-манипулятора. Описан один из способов участия детей с нарушениями опорнодвигательного аппарата в занятиях по образовательной робототехнике. Кратко описаны учебные занятия с использованием робота-манипулятора. Предлагается использовать соревновательный подход на занятиях по образовательной робототехнике в коррекционной школе.

Ключевые слова: дети, ограниченные возможности здоровья, образовательная робототехника, робот-манипулятор, видеокамера, видеоочки

DOI: 10.26117/2079-6641-2020-31-2-168-178

Поступила в редакцию: 21.04.2020

В окончательном варианте: 23.05.2020

Для цитирования. Рязанцев А. Е., Гринченко М. Р., Редутов Е. В. Разработка учебного робота для занятий по образовательной робототехнике в коррекционных школах // Вестник КРАУНЦ. Физ.-мат. науки. 2020. Т. 31. № 2. C. 168-178. DOI: 10.26117/2079-6641-2020-31-2-168-178

Конкурирующие интересы. Авторы заявляют, что конфликтов интересов в отношении авторства и публикации нет.
Авторский вклад и ответственность. Все авторы участвовали в написании статьи и полностью несут ответственность за предоставление окончательной версии статьи в печать. Окончательная версия рукописи была одобрена всеми авторами.

Контент публикуется на условиях лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International (https://creativecommons.org/licenses/by/4.0/deed.ru)

© Рязанцев А. Е., Гринченко М. Р., Редутов Е. В., 2020

Список литературы (ГОСТ)

  1. Дети с особыми образовательными потребностями // Сайт министерства просвещения РФ [сайт]. 2020. URL:https://edu.gov.ru/activity/main_activities/limited_health (дата обращения 25.05.2020).
  2. Солодянкина О. В. Воспитание ребенка с ограниченными возможностями здоровья в семье. М.: АРКТИ, 2007. 80 с.
  3. Рязанцев А. Е. Изучение мобильной робототехники в КамГУ им. В. Беринга // Теория и практика современных гуманитарных и естественных наук. Вып.7: сборник научных статей ежегодной межрегиональной научно-практической конференции, Петропавловск-Камчатский, 04-10 февр. 2019 / отв. ред. Н.А. Каразия, Р.И. Паровик; КамГУ им. Витуса Беринга. – Петропавловск-Камчатский: КамГУ им. Витуса Беринга, 2019. С. 170-182.
  4. Рязанцев А.Е. Программа «Робототехника: инженерно-технические кадры инновационной России» и ее реализация в Камчатском крае // «Теория и практика современных гуманитарных и естественных наук. Вып. 4: сборник научных статей ежегодной межрегиональной научно-практической конференции, Петропавловск-Камчатский, 04-06 февр. 2014 г./ отв. ред. В.В. Давыдов, О.В. Шереметьева; КамГУ им. Витуса Беринга.-Петропавловск-Камч.: КамГУ им. Витуса Беринга, 2014. С. 215-223.
  5. Разработка робототехнического оборудования и специального программного обеспечения для образовательных учреждений и коррекционных школ: отчет о НИОКР / Камчатский государственный университет имени Витуса Беринга; рук. И.Н. Хохлова; исполн.: А.Е. Рязанцев. Петропавловск-Камчатский, 2020. 87 с.: № ГР АААА-Б20-220022590019-4.
  6. Демонстрация учебного робота-манипулятора // Видеохостинг [сайт]. 2020. URL:https://www.youtube.com/watch?v=PvVerr-Sj2E (дата обращения 25.05.2020).

Research Article

MSC 93C85

Development of a training robot for classes in educational robotics in special schools

A. E. Ryazantsev, M.R. Grinchenko, E. V. Redutov

Vitus Bering Kamchatka State University, 683031, Petropavlovsk-Kamchatsky, Pogranichnaya st., 4, Russia

E-mail: ege41@mail.ru

The article outlines the research problem associated with the search for optimal ways of education and training of children with disabilities. The idea is expressed of using a robotic arm in educational robotics classes at a correctional school. A detailed installation algorithm for the training robot manipulator is given. One of the ways of participation of children with disorders of the musculoskeletal system in educational robotics is described. Briefly described training sessions using a robotic arm. It is proposed to use a competitive approach in educational robotics classes at a correctional school.

Key words: children, limited health, educational robotics, robotic arm, video camera, video glasses.

DOI: 10.26117/2079-6641-2020-31-2-168-178

Original article submitted: 21.04.2020

Revision submitted: 23.05.2020

For citation. Ryazantsev A. E., Grinchenko M. R., Redutov E.V. Development of a training robot for classes in educational robotics in special schools.Vestnik KRAUNC. Fiz.-mat. nauki. 2020, 31: 2, 168-178. DOI: 10.26117/2079-6641-2020-31-2-168-178

Competing interests. The authors declare that there are no conflicts of interest regarding authorship and publication.
Contribution and Responsibility. All authors contributed to this article. Authors are solely responsible for providing the final version of the article in print. The final version of the manuscript was approved by all authors.

The content is published under the terms of the Creative Commons Attribution 4.0 International License (https://creativecommons.org/licenses/by/4.0/deed.ru)

© Ryazantsev A. E., Grinchenko M. R., Redutov E.V., 2020

Список литературы/References

  1. Дети с особыми образовательными потребностями, Сайт министерства просвещения РФ [сайт], 2020 (дата обращения: 25.05.2020.), 176 Разработка учебного робота для занятий. https://edu.gov.ru/activity/main_activities/limited_health. [Deti s osobymi obrazovatel’nymi potrebnostyami, Sayt ministerstva prosveshcheniya RF [sayt], 2020 (data obrashcheniya: 25.05.2020.), https://edu.gov.ru/activity/main_activities/limited_health].].
  2. Солодянкина О. В., Воспитание ребенка с ограниченными возможностями здоровья в семье, АРКТИ, М., 2007, 80 с. [Solodyankina O.V., Vospitaniye rebenka s ogranichennymi vozmozhnostyami zdorov’ya v sem’ye, ARKTI, M., 2007, 80 pp.]
  3. Рязанцев А. Е., “Изучение мобильной робототехники в КамГУ им. В. Беринга”, Теория и практика современных гуманитарных и естественных наук, сборник научных статей ежегодной межрегиональной научно-практической конференции Петропавловск-Камчатский, 04-10 февр. 2019. Т. 7, КамГУ им. Витуса Беринга, Петропавловск-Камчатский, 2019, 170-182. [Ryazantsev A.Ye., “Izucheniye mobil’noy robototekhniki v KamGU im. V. Beringa”, Teoriya i praktika sovremennykh gumanitarnykh i yestestvennykh nauk, sbornik nauchnykh statey yezhegodnoy mezhregional’noy nauchno-prakticheskoy konferentsii Petropavlovsk-Kamchatskiy, 04-10 fevr. 2019. V. 7, KamGU im. Vitusa Beringa, Petropavlovsk-Kamchatskiy, 2019, 170-182].
  4. Рязанцев А. Е., “Программа «Робототехника: инженерно-технические кадры инновационной России» и ее реализация в Камчатском крае”, Теория и практика современных гуманитарных и естественных наук, сборник научных статей ежегодной межрегиональной научно-практической конференции, Петропавловск-Камчатский, 04-06 февр. 2014 г. Т. 4, КамГУ им. Витуса Беринга, 2014, 215-223.].
  5. Ryazantsev A.Ye., Teoriya i praktika sovremennykh gumanitarnykh i yestestvennykh nauk, sbornik nauchnykh statey yezhegodnoy mezhregional’noy nauchno-prakticheskoy konferentsii, Petropavlovsk-Kamchatskiy, 04-06 fevr. 2014 g. Т. 4, Камчатский государственный университет имени Витуса Беринга, KamGU im. Vitusa Beringa, 2014, 87 с.
  6. Демонстрация учебного робота-манипулятора, Видеохостинг [сайт], 2020 (дата обращения: 25.05.2020), https://www.youtube.com/watch?v=PvVerr-Sj2E. [ Demonstratsiya
    uchebnogo robota-manipulyatora, Videokhosting [sayt], 2020 (data obrashcheniya: 25.05.2020), https://www.youtube.com/watch?v=PvVerr-Sj2E].

Рязанцев Александр Евгеньевич – кандидат физико-математических наук, доцент, профессор кафедры информатики, Камчатский государственный университет имени Витуса Беринга, г. Петропавловск-Камчатский, Россия.

Ryazantsev Alexander Evgenievich – Ph.D. (Phys. & Math.), Associate Professor, Professor of the Department of Informatics, Kamchatka State University named after Vitus Bering, Petropavlovsk-Kamchatsky, Russia.


Гринченко Матвей Русланович – студент кафедры информатики, Камчатский государственный университет имени Витуса
Беринга, г. Петропавловск-Камчатский, Россия.

Grinchenko Matvey Ruslanovich – student of the Department of Informatics, Vitus Bering Kamchatka State University, Petropavlovsk-Kamchatsky, Russia.


Редутов Егор Васильевич – студент кафедры информатики, Камчатский государственный университет имени Витуса Беринга, г. Петропавловск-Камчатский, Россия.

Redutov Egor Vasilyevich – student of the Department of Informatics, Vitus Bering Kamchatka State University, Petropavlovsk Kamchatsky, Russia.